Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РОКОВЫЕ ГОДЫ

Ленд-лиз

 
 
 

 

22 июня Черчилль, выступив по радио, назвал Великобританию союзником Советского Союза и обещал ему всестороннюю помощь. Это выступление оказало большое влияние на общественное мнение в Великобритании и США. В обеих странах после подписания Пакта Молотова – Риббентропа и войны с Финляндией отношение к Советскому Союзу было крайне негативное. США даже заморозили поставки оплаченного оборудования. В первые же дни войны поставки были разморожены, и США обещали организовать помощь СССР.

В разные периоды давалась различная оценка эффективности помощи союзников Советскому Союзу. В послевоенное время она оценивалась в соответствии с данными, опубликованными в книге Председателя Госплана СССР – удельный вес поставок составлял 4% от объема продукции произведенной в СССР за годы войны. Западные специалисты оценивают объем помощи в 10%. В постсоветское время появились публикации, утверждающие, что без помощи союзников Советский Союз не выстоял бы в борьбе с Германией.

 

Помощь Советскому Союзу в годы войны осуществлялась в соответствии и по условиям закона о Ленд-лизе.

В начале июня 1940 г., после разгрома во Франции, английский экспедиционный корпус был эвакуирован, бросив все вооружение. Великобритания оказалась единственной страной, противостоящей гитлеровской Германии, она нуждалась в восстановлении вооружений. Помочь ей могли только США. В соответствии с действующим законом о нейтралитете США могли продавать вооружения только за наличный расчет. Летом 1940 г. Премьер-министр Великобритании Черчилль заявил, что его страна в ближайшее время не сможет больше платить наличными. Президент Рузвельт, озабоченный необходимостью организации помощи Великобритании, выдвинул концепцию Ленд-лиза. В соответствии с предложенным законом о Ленд-лизе, Президент США получал право продавать, обменивать, давать в долг и аренду вооружения и другие материалы любой стране, оборону которой он признает жизненно важной для национальной безопасности США.

При обсуждении закона о Ленд-лизе в Конгрессе США военный министр Стимпсон объяснил: “По сути, мы стремимся не столько дать ссуду Великобритании, сколько купить ее помощь в деле нашей собственной безопасности. Мы не даем в долг, а покупаем собственную безопасность и возможность подготовиться к самозащите”. (В еще большей мере это позднее будет относиться к помощи Советскому Союзу).

После долгих дебатов закон о Ленд-лизе был принят 11 марта 1941 г. В тот же день Рузвельт объявил оборону Великобритании жизненно важной для безопасности США и немедленно начались поставки в эту страну вооружений и продовольствия. Весной 1941 г. продовольственные поставки из США фактически спасли от голода Великобританию, у которой оставался всего двухнедельный запас продовольствия. В апреле 1941 г. закон о Ленд-лизе был распространен на Китай, сражавшийся с Японией.

В начале октября 1941 г. в Москве был подписан Протокол о поставках США и Великобританией Советскому Союзу материалов и вооружений на ближайшие 9 месяцев. 7 ноября Рузвельт объявил оборону СССР жизненно важной для безопасности США. Отметим, что это было заявлено до нападения Японии на Перл-Харбор и объявления Германией войны США, т.е. в условиях, когда США была нейтральной страной.

Программа Ленд-лиза дала заметный толчок развитию производства в США. 900 млн. долларов было потрачено на строительство новых заводов, верфей и других объектов, что сыграло важную роль в подготовке и начале производства вооружений для армии США. В 1941 г. США только начали разворачивать производство танков, самолетов, орудий и другого вооружения. Когда в конце марта 1941 г., после свержения в Югославии прогитлеровского правительства, ее военный атташе в Вашингтоне попросил направить Югославии 700 самолетов, 100 средних танков, противотанковые и зенитные пушки, США смогли выделить только небольшое количество пушек и 1000 грузовиков. Но пока шло обсуждение, Гитлер разгромил Югославию.

Немалое значение имела программа Ленд-лиза и для развития в США сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Продовольственная программа обеспечила не только поставки продовольствия за рубеж, но и увеличение потребления продовольствия населением США.

Расходы США по Ленд-лизу с 11 марта 1941 г. по 31 августа 1945 г. составили 46 млрд. долларов (13 % всех военных расходов США за годы Второй мировой войны).

Основными получателями помощи по Ленд-лизу были: Великобритания – общая помощь на сумму 30,27 млрд. долларов, СССР – 10 млрд., Франция – 1,4 млрд. В числе получателей были Китай, страны Британского содружества и другие государства. 96% всей зарубежной помощи Советский Союз получил от США.

 

Основные маршруты и объемы доставки грузов в СССР:

через Мурманск и Архангельск – 4 млн. тонн.

через Иран – 4,2 млн. тонн.

через Дальний Восток – 8,2 млн. тонн.

 

Первоначально основным направлением доставки грузов было северное. Но здесь были тяжелые потери. Направляемые вокруг Норвегии конвои судов подвергались нападениям немецкого флота и авиации. В среднем 15% грузов шло на дно. Особенно тяжелые потери понес конвой РQ-17 в июле 1942 г. Из 35 кораблей было потоплено 22. В августе 1942 г. во время пребывания в Москве Черчиллю пришлось пережить несколько неприятных минут, когда, в связи с разгромом конвоя РQ-17, Сталин задал ему вопрос: “Имеют ли честь английские моряки?”.

Конвои были временно приостановлены. С августа 1944 г. по апрель 1945 г. северным путем прошло 250 пароходов, и только 2 было потоплено.

Из-за войны с Японией суда США и Великобритании не могли доставлять грузы во Владивосток. В то же время Япония, соблюдая Договор о нейтралитете с СССР, подписанный в апреле 1941 г. в Москве, беспрепятственно пропускала советские корабли. Для доставки грузов в счет поставок по Ленд-лизу, США передало Советскому Союзу 128 пароходов, которые они строили в огромном количестве – в 1942-43 гг. было построено 2700 судов различных типов общим водоизмещением 27 млн. тонн.

Значительные поставки через Иран удалось организовать с осени 1942 г. после реконструкции под руководством американских инженерных войск железных и шоссейных дорог и поставки необходимого транспорта.

В самое тяжелое время 1941-42 гг. помощь по Ленд-лизу только разворачивалась и была минимальной. В 1941 г. США отправили в СССР 79 легких танков, 59 истребителей, 1000 грузовиков. Великобритания передала в 1941 г. 38 тыс. тонн каучука, по 8 тыс. тонн олова и свинца. Всего за годы войны Советский Союз получил от союзников 22 тыс. самолетов, около12 тыс. танков, 13 тыс. орудий, 376 тыс. грузовиков, 51 тыс. джипов. Также поставлялось оборудование для связи, снаряды, военные корабли и другое вооружение. Основной поток поставок пришелся на 1943-44 гг., когда Красная Армия перешла в наступление на всех фронтах.

Большая часть танков была поставлена в 1942 – 1943 гг. Но единственным танком, который мог противостоять средним немецким танкам был американский танк “Шерман”. Его производство в США началось в 1942 г. Первые танки “Шерман” были поставлены в СССР в ноябре 1942 г., когда советская промышленность начала выпускать по 1200 танков Т-34 в месяц.

Существенной помощью Советскому Союзу была поставка продовольствия, которое в больших объемах стало поступать с октября 1942 г. К июню 1942 г. было доставлено 392 тыс. тонн продовольствия. Всего за годы войны в СССР было отправлено 4,5 млн. тонн продовольствия, которое в первую очередь направлялось в действующую армию.

 

Но наибольшее значение имели поставки сырья и оборудования для промышленности и транспорта. Представители союзников были удивлены, когда советская сторона уже на первых переговорах подчеркнула важность этих поставок: “Поставляя нам сырье и оборудование, вы увеличиваете боевую мощь Красной Армии значительно сильнее, чем отправляя нам танки и самолеты”.

Советский Союз получил по Ленд-лизу самое разнообразное сырье и оборудование: 44,6 тыс. станков, 1860 паровозов, 11 тыс. вагонов, 420 тыс. тонн алюминия, турбины и оборудование электростанций, 1,2 млн. тонн взрывчатых веществ, рельсы, цветные металлы и много других наименований сырья и оборудования.

Оказалось целесообразнее поставить в Советский Союз шесть комплектов оборудования для заводов по переработке имеющейся в Советском Союзе нефти на месте, чем отправлять в длительное и опасное плавание танкеры с бензином для авиации и автомобильного транспорта. То же следует сказать об оборудовании для завода, который выпускал по одному миллиону шин в год. Оборудование занимало в пароходе гораздо меньше места, чем готовые шины.

Как видно даже из неполного перечня, помощь по Ленд-лизу способствовала укреплению боевой мощи и мобильности Красной Армии, росту производства вооружений и всего необходимого для армии.

 

Какое значение имела помощь союзников в годы войны?

Можно бесконечно долго и скрупулезно пытаться оценить значение Ленд-лиза, сопоставляя получаемую помощь с хроникой военных действий и т.д. Но бесспорно одно: помощь Советскому Союзу в годы войны это образец взаимодействия государств по противодействию грозной опасности, нависшей над всеми. Это образец взаимодействия, который необходимо помнить и, что нелишне, руководствоваться этим опытом, выстраивая взаимоотношения государств в XXI веке.

Что касается значения Ленд-лиза для СССР и тех, кто оказывал ему помощь, то на этот вопрос ответили наши союзники в годы войны.

Начальник Управления по соблюдению Закона о Ленд-лизе в правительстве США Стеттиниус: “Если бы не было Ленд-лиза, если бы Англия сдалась, если бы Гитлер победил Россию, то мы бы остались один на один с миром, покоренным странами оси. И тогда кто измерил бы наши потери в людях и материальных ценностях. В ответ на помощь по Ленд-лизу Россия внесла свой вклад, не измеряемый ни в долларах, ни в тоннах. Русские заплатили тяжкую цену за победы, одержанные в боях ради защиты родной земли от врага, но при этом они нанесли невосполнимый урон нацистской военной машине, значительно сократив сроки войны. Их жертвы спасают жизни американцев”.

В конце мая 1945 г. в беседе со Сталиным специальный помощник Президента США Гопкинс сказал – “США никогда не считали, что помощь по Ленд-лизу являлась решающим фактором в Советской победе на Восточном фронте. Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии”. В этой беседе Сталин высказал Гопкинсу недоумение о внезапной разгрузке пароходов с ленд-лизовскими грузами для СССР 27 мая 1945 г. Ведь руководство США знало, что, в соответствии с обещанием, данным на Ялтинской конференции, СССР обязался выступить против Японии через три месяца после окончания войны с Германией.

 

Помощь по Ленд-лизу, несомненно, имела большое значение для Советского Союза, она обеспечила сокращение длительности войны, благодаря чему была сохранена жизнь сотням тысяч бойцов Красной Армии и жителей оккупированных территорий СССР и других стран, где каждый день оккупации уносил многие тысячи жизней. Это важнейшая и самая главная оценка помощи союзников Советскому Союзу в годы войны.

Представляется, что не меньшее значение имела помощь по Ленд-лизу и для самих союзников. Уже в 1942 г. был поставлен вопрос об открытии союзными войсками второго фронта во Франции. Союзники понимали, что столкновение с сильнейшей немецкой армией повлечет за собой огромные потери солдат союзных армий, и только серьезное ослабление боевой мощи немецкой армии позволит осуществить вторжение во Францию с меньшими потерями. Красная Армия в течение трех лет в ежедневных тяжелых боях, подорвала боевую мощь немецкой армии, ослабила ее. Помощь союзников Советскому Союзу давала возможность Красной Армии успешнее бороться с немецкой армией, в чем и были заинтересованы союзники.

Это была вполне обоснованная заинтересованность.

Недооценка помощи по Ленд-лизу, так же как и переоценка ее в равной степени оскорбительна и для союзников и для советских людей, отстаивавших Родину в тяжелейшей борьбе.

Примером переоценки являются публикации Б. Соколова. На примере поставок союзниками 1900 паровозов и 11000 вагонов, он показал, что эти поставки превысили соответственно в 2.4 и в 11 раз производство этого оборудования на заводах СССР за годы войны. Но, во-первых, заводы транспортного оборудования СССР в годы войны были переведены на выпуск танков. И, во–вторых, сравнение следует проводить с действовавшим парком транспортных средств. Так, в 1941 г. в короткие сроки 3-4 месяца была проведена эвакуация, в которой было задействовано 1,5 миллиона вагонов, т.е. примерно по 15000 вагонов ежедневно. Вот с этой цифрой и необходимо сравнивать количество поставленных по Ленд-лизу вагонов. Такое сравнение представляется более корректным.

Следует быть объективным и при оценке продовольственной помощи, оценивать ее в сравнении с потребностями страны. Только для обеспечения хлебом рабочих промышленности (при действовавшей в годы войны дневной норме 800 грамм) требовалось 5,84 миллиона тонн хлеба в год. Это понимали союзники. Стеттиниус писал: “Хотя наши поставки продовольствия в Россию были велики, они, вероятно, лишь в малой степени отвечали потребности Красной Армии в калориях, а гражданскому населению ничего не оставалось”. Действительно, в первую очередь продовольствие поступало в действующую армию, а продовольственное снабжение тыловых частей, по воспоминаниям ветеранов, было скудным. Напомним, суммарные поставки союзниками продовольствия за годы войны составили 4.5 миллиона тонн.

В соответствии с пунктом 5 Договора о Ленд-лизе, Советский Союз обязался возвратить после окончания войны “…те оборонные материалы, полученные согласно договору, которые не были разрушены, утрачены или полностью использованы и которые Президент сочтет полезными для обороны США или Западного полушария или могущими иным способом принести пользу США”.

СССР выполнил свои обязательства. Например, в 1954 году на Камчатке были подготовлены к передаче США несколько грузовых пароходов, их отремонтировали и покрасили. Представители США приняли их, вывели в море и утопили. Также отремонтированные военные корабли, полученные по Ленд-лизу, были приняты представителями США и выведены в море, после чего Тихоокеанскому флоту США было предложено использовать их как мишени. Шла холодная война.

 

В октябре 1972 г. при обсуждении вопроса о предоставлении американской стороной режима наибольшего благоприятствования, Советский Союз выразил готовность выплатить США долг по Ленд-лизу. Вот как комментировала это тогда газета “Вашингтон Пост”: “Позорно, что вопрос о советском долге по Ленд-лизу был поднят вообще. Помощь, оказанная России, вынесшей колоссальные страдания, спасла бесчисленные американские жизни и доллары”.

В то же время готовность Москвы расплатиться за Ленд-лиз (было выплачено 48 млн. долларов) свидетельствовала о стремлении максимально облегчить нормализацию отношений между двумя странами.

Но, к сожалению, Конгресс США принял ультимативный закон Джексона-Веника, связавший предоставление режима наибольшего благоприятствования с изменением  эмиграционной политики СССР. Возможность снятия напряженности, ослабления холодной войны были сорваны.

В 1990 г. были согласована сумма долга по Ленд-лизу – 674 млн. долларов и срок ее погашения – 2030 г.

 

В заключение нельзя не отметить, что Ленд-лиз принес пользу СССР не только в период ведения боевых действий. Советские инженеры Советского Союза получили возможность изучить американскую и английскую технику и использовать эти знания для развития и совершенствования отечественного производства. Речь идет не только о вооружениях, но и о поставленных по Ленд-лизу станках, оборудования для предприятий и электростанций. Это, впрочем, относится и к захваченной немецкой трофейной технике.